Всем привет! Я - Ксения Собчак. Это мой официальный сайт. Видео подтверждение смотрим здесь.

24.09.2018
9.07.2018
7.03.2018
3.11.2017
1.11.2017
2.09.2017
3.08.2017
12.07.2016
9.06.2016
18.08.2015
20.02.2015
22.09.2014
16.05.2014

5.05.2010

Сталингад. Девятые пионерские чтения

Подростками мы очень любили играть в «Злючку-невидимку». Суть игры заключалась в следующем. Компания садилась кружком и начинала общаться на любые темы. А вокруг ходил тот, кого жребием выбирали быть злючкой-невидимкой. Цель этого человека была всякими гадостями, оскорблениями, больнющими щипками привлечь к себе внимание и сбить кого-нибудь из участников игры. Со стороны было всегда интересно наблюдать, как люди говорят о погоде в тот момент, когда кого-то колют вилкой в бок или суют под нос дождевого червяка.

Если бы эта игра была олимпийским видом спорта, то все золото было бы наше, так как уже не одно десятилетие в масштабах всей страны мы играем в «Злючку-невидимку» и никогда не проигрываем, сохраняя невозмутимость и не переставая вести умную беседу. Про погоду говорить все время как-то странно, поэтому иногда, обычно раз в год, мы позволяем себе темы сложные, практически провокационные, такие как Великая Отечественная война и не менее Великая Победа. И тут мы, россияне и прежде всего российское государство, научилось за десятилетия филигранно ходить вокруг да около, никогда не касаясь главного, и каждый раз кажется, что вот-вот и злючку-невидимку заметят. Не тут-то было. Газеты и телевидение позволяют себе «революционные» темы в стиле «вся правда о войне», где долго и упорно обсуждается, сколько на самом деле было изнасиловано немок русскими солдатами и сколько русских девушек немцами. Сколько было диверсантов, что такое отряды смерти. Иногда мы даже говорим о Нем. Поднимаем общественную дискуссию, стоит ли разрешать размещать Его изображения на улицах Москвы или не стоит. Но на этом все обычно и заканчивается. Старики все так же нет-нет, да и выйдут с портретом Сталина, «Эхо Москвы» повозмущается, да и перестанет, а нам переставят программу с дискуссией о сталинизме на более раннее предпобедное число с формулировкой «не надо обижать стариков в праздник». И так годами. Все ждем, когда те, кто лично имеет отношение к победе, отойдут в мир иной, чтоб никого не обидеть. Проблема только одна: для меня, как и для многих людей моего поколения, этот праздник из-за этого может никогда не стать родным, а именно от нас зависит, останется ли эта память и этот день не просто очередным выходным или нет. А он должен остаться. Потому что так уж получилось из-за многострадальной истории нашей страны, что кроме Нового года нет ни одного недискуссионого праздника, вот День Победы мог бы стать таким, светлым и объединяющим, но не стал. Не стал, потому что в конкурсе «Имя России» Сталин долгое время занимал второе место — и это страшно. Не стал, потому что наше государство не может набраться смелости признать этот режим преступным. Лично мне в этот праздник всегда очень стыдно. Стыдно за страну, которая не умеет признавать ошибки, не умеет просить прощения даже у собственного народа. Стыдно, потому что победитель — это не только тот, кто побеждает, но и тот, кто не боится признаться в постыдных страницах своей истории. И в этом смысле для меня (простите меня, ветераны) Германия гораздо больший победитель. Потому что я не могу представить себе Гитлера в хит-параде героев немецкого крупнейшего телеканала. Потому что депутат немецкого парламента вынужден был подать в отставку после того, как в запале речи привел в пример строительство дорог при Гитлере, потому что в Берлине на каждом шагу памятники жертвам геноцида и войны, потому что там самый масштабный в мире, поистине произведение архитектурного искусства, музей еврейского народа. Потому что там, если выйти с портретом Гитлера на улицу тебя арестуют — независимо от того, ветеран ты или нет. Почему же мы, победители, не можем отделить преступный сталинский режим от святого праздника Победы? Почему в Москве уже в 21-м веке до сих пор нет большого и значительного музея жертвам репрессий? Почему вслед за Парламентской ассамблеей Совета Европы мы не можем уравнять преступные авторитарные режимы Сталина и Гитлера? Чем расовый фашизм отличается от социального фашизма? Мне стыдно, потому что сам факт существования таких вопросов в современной России, на мой взгляд, унизителен. Страна, которая не умеет признавать ошибки прошлого, не имеет будущего.

Даже не в суверенных демократиях, а вполне себе в простых есть абсолютно табуированные темы — и они табуированы на уровне государства, на уровне закона. Если бы в нашей стране на уровне закона, на уровне образования в школах было запрещено даже обсуждать, хороший ли Сталин или плохой, правильно он проводил индустриализацию или нет, выиграли бы мы войну гораздо меньшими жертвами или проиграли бы — то, я уверена, уже сейчас мы жили бы в другой стране. А в государстве, где вообще возможно обсуждение Сталина как «сильной личности», «мудрого политика», «эффективного менеджера», в государстве, где до сих пор ходят байки про этого «дальновидного» и «остроумного» задумчивого курителя трубки, мы всегда и будем оставаться рабами и быдлом, которое может легко принять любую форму тоталитарной власти. Пока на уровне рефлексов эта тема не будет преступной и запретной, будут у нас и неофашисты, и неосталинисты, и вообще г… вокруг и внутри нас — потому что нет запретных тем. Разве что жизнь Алины Кабаевой. И президенты европейских держав будут находить вежливые предлоги отказаться от приезда на парад, потому что с нашим народом никогда не знаешь, где подстава. Приедешь — а там плакатики «доброго усача», а им же потом обратно в их «гнилую Европу» возвращаться. Где и за Муссолини голову оторвут, не то что за Сталина. И правильно сделают. Потому что есть разговоры, за которые надо с детства до старческих седин бить по рукам. И бить больно. Про то, что Россия для русских, и про мудрого вождя Сталина. И меня возмущает, что именно в этом вопросе наше государство проявляет такое подозрительное безволие. Что это? Популизм? В стране с кардинальным перевесом партии власти лишние голоса ветеранов погоды не сделают. Может, просто мысль о том, что нашей стране нужна «жесткая сильная рука» очень кстати идет в идеологическом русле происходящего? Именно поэтому выгоднее иметь героев типа Сталина или, на худой конец, Ивана Грозного, а не Александра II?

Слава богу, в моей семье не было репрессированных сталинским режимом, но каждый раз я думаю о том, почему мы так много и горячо чествуем наших ветеранов, но не можем ради сгнивших в лагерях тысяч невинных людей покаяться за позорные страницы нашей истории. Как родственники этих людей должны чувствовать себя в такой, сталинский, День Победы? Все это было бы возможно, была бы на то политическая воля или сильный запрос гражданского общества. Ни того ни другого нет. Увы, есть другое. Когда я говорю со своей бабушкой о Сталине, с бабушкой, которую ребенком угнали в плен и потом она не могла в мирное время найти приличную работу, потому что была почти «предателем родины», с бабушкой, которая была вынуждена менять фамилию мужа и свою с Нарусович на Нарусову, потому что еврею невозможно было найти работу даже с орденами и боевыми ранениями — эта моя бабушка, все понимая и пережив все эти страшные времена, каждый раз, слыша какие-то мои гневные эскапады в Его сторону, с глазами, полными ужаса, говорит: «Тише, Ксюшенька, тише, а вдруг услышит кто, зачем нам неприятности». Я бы мечтала дожить до того времени, когда страх возможных неприятностей будет преследовать тех людей, которые позволят себе разговоры о «мудром великом вожде народов».