Ксения Собчак и Дмитрий Губин выступили в «Эрарте» с показательным ток-шоу. Публика испытала полный спектр эмоций: от унижения до восторга. Формат мастер-класса, задуманный организаторами — кинофестивалем «Послание к человеку», — удался. Каждый получил то, за чем пришел. Только вот корреспонденту «Фонтанки» показалось, что ведущие и зрители пришли за разным, и очень важное по своей сути послание журналистов адресатам доставлено не было.
В кулуарах, пока ожидалось прибытие Ксении Собчак, Дмитрий Губин делился с коллегами перипетиями своего графика, а также открытиями политико-медицинского характера. К примеру, о депутате Милонове. Все ток-шоу, изначально отформатированное под мастер-класс, прошло в ключе не наставничества в профессии, а едва ли не сценического диалога о судьбах страны, политике, мироздании в призме реалий сегодняшнего дня. Депутат-антигей занял в нем свое положенное место, вместе с Тесаком, философом Александром Секацким, Николаем Валуевым, Ириной Родниной и Владимиром Путиным.
Вплетая в политканву профессиональные советы, интервьюеры Собчак и Губин все-таки преподали урок пришедшим. Формат экспромта с неподготовленными ответами на вопросы друг друга выдерживать удавалось далеко не всегда.
Урок 1. Выбор обращения может предопределить течение ток-шоу и создать атмосферу дистанцированности или «посиделочную».
Ксения предавалась воспоминаниям и сама отвечала по сути на свой вопрос. Дмитрий Губин помогал ей короткими репликами и говорил голосами известных политиков, представляя их манеры давать интервью.
Внезапно, урок 2. «Человеку надо дышать». Пока Ксения Собчак буквально на миг остановилась, чтобы набрать в легкие воздуха, Дмитрий Губин, играючи, перехватил разговор, аккуратно вмешиваясь на повышенной интонации.
Его пас вопросом был первым ударом не по коллеге, а по залу. Он поинтересовался, как быть с выбором гостя, стоит ли звать абсолютную умницу, но занудную. И вообще, пригласит ли Ксения Собчак в одно из своих шоу писателя и философа Секацкого. Пока на сцене легко перекидывались мячиком имен, в зале повисла тишина. Недоумение разрешилось просто: на вопрос, знает ли кто-либо предмет обсуждений, — не поднялось ни одной руки. Меж тем в программе фестиваля «Послание к человеку» Александр Секацкий заявлен одним из главных спикеров на дискуссии «Сопротивление материала. Диктатура и мы». После очередной пародии на Жириновского, умело скрывшей неловкость момента, зал немного выдохнул.
Уроки 3 и 4. Шутка может разрядить обстановку. Герой должен быть интересен ведущему. Однако самое интересное интервью можно сделать со сложным героем. Все тот же Жириновский будет предсказуемо остер и едок, а вот заинтересовать часовым разговором с Мироновым, если это не воскресший актер, еще надо уметь. По версии Губина, даже в таком политике можно найти изюминку. Миронов — по его меткому определению, «хучи-кучи мэн», а Валуев, к слову, не только спортсмен и депутат, но и человек с очень трогательной историей любви.
Урок 5. Не стоит задавать предсказуемые вопросы, на них будут заготовленные ответы. Нужно искать нетривиальный поворот.
Вопрос о том, есть ли яркая плеяда новых журналистов, привел героев к первому столкновению взглядов. Губин уверен, что у Кашина всегда был высокий, но потолок, и вообще, сейчас время расцвета «старичков». Таких, как Сапрыкин. И новым именем для него стал только Азар. Собчак же настойчиво предлагала имена, хотя бы почитать Олесю Герасименко в «Коммерсанте». Губин настаивал на Плуцере-Сарно и предрекал, что в недалеком будущем лучшие люди соберутся в Праге, и публицистика станет эмигрантской.
Краеугольным камнем стала проблема, где пролегает грань между источником и обслуживанием журналистами того или иного поставщика информации. Впрочем, соблазн есть и не только у СМИ. По мнению Дмитрия Губина, в такую ситуацию попала Ирина Роднина с недавними ее странными высказываниями. Это — как вербовка, пояснил Губин, когда человек начинает сотрудничать не из-за денег или страха, а потому, что ему дали ответственный кусок государственной идеологической границы, и нельзя допустить на нем прорыва врага.
Урок 6. Журналист должен общаться со всеми сторонами, чувствуя профессиональные рамки. Важно не стать жертвой «коллективного Алексея Алексеевича Громова». В зале опять молчание и ни одной руки. «Посмотрите в «Яндексе», — урок 7 от Дмитрия Губина.
Разговор о политтехнологиях привел к неожиданному признанию Дмитрия Губина в том, что и его совесть не чиста, и он имел неосторожность поучаствовать в формировании политической повестки еще в 1996 году, активно работая со штабом Бориса Ельцина. Геннадию Зюганову тогда, по его мнению, просто не дали выиграть, перекрыв доступ к эфиру. Еще неизвестно, как бы все обернулось.
Принцип fair-play предопределяет урок 8 — слово надо дать всем сторонам. Кроме радикалистов, идущих вразрез с принципами гуманизма.
Стоп-лист, тем не менее, есть. По версии Собчак, он таков: националистам — да, нацистам — нет, ищущему религию ваххабиту — да, террористу — нет, Тесаку — нет, Тору и Крылову — да.
— «Майн Камф» надо разрешить? — поинтересовался у Собчак мастер.
— Да. Она написана цинично и жестоко, но… Как только звучат слова истребить, убить, уничтожить, толерантность журналиста должна заканчиваться.
Дмитрий Губин поспорил только относительно фигуры Тесака — он бы его непременно позвал, а вот выпускать или нет в эфир — переложил на плечи редакторов. Видео, где подростки допытываются о мотивах у школьника, почему он согласился на интимную встречу со взрослым мужчиной (ситуация была искусственно создана в соцсетях), Губин сравнил с гитлерюгендом.
Однако разобраться в позиции Тесака и том, что за ней стоит, он бы очень хотел.
Урок 9. Нельзя зажимать информацию, это может привести к обратному эффекту. Нельзя делать те или иные идеи «запретным плодом».
— Никто не сделал большего для популяризации гомосексуального поведения, чем Мизулина с Милоновым, — заметил Губин. — Те дети, которым до фени, потому как девочки играют в куклы в этом возрасте, а мальчики в машинки, они теперь знают это слово. Они, как Фима Собак. Они знают 40 слов и такое сложное слово, как «гомосексуализм».
— Кто такая Фима Собак? — леса рук не наблюдается.
— Грамотные в зале есть? — посмеяться над собой аудитория все-таки смогла. Появились первые, засобиравшиеся на выход.
— Поколенческий разрыв, — заключила Собчак и без всякого снобизма парировала, что у нынешнего поколения студентов (а именно они по большей части составляли аудиторию) есть множество новых героев.
Собчак, которая отнесла себя к «девушке, которая начала молодиться», призналась в любви к мультсериалу South Park:
— Реально крутой мультик, хорошая сатира, — объяснила она.
Отвлечение на книжно-мультиковую тему, тем не менее, не увело дискутирующих от основной темы. Урок 10 — как бы ни пытался герой уйти на комфортные для себя вопросы и предметы обсуждения, нельзя отвлекаться от основной линии беседы.
Собчак продолжила свой монолог о Тесаке, заявив, что ему нельзя давать слова не потому, что он — «запретный плод», а потому, что если максимально маргинализировать эти позиции, показать, что уважаемые люди, журналисты с ним за один стол говорить не сядут, это создает совершенно иное ощущение: «К этим людям надо относиться с человеческой брезгливостью». Впрочем, эту границу Собчак проводит лично для себя.
Урок 11. Современное телевидение в России держится на личностях. Журналисту и автору, по мнению Ксении Собчак, приходится самостоятельно искать героев, все координировать и выпускать продукт, не надеясь на помощников.
— У меня сегодня в гостях Милонов, подготовьте вот такие вот материалы. Человек заходит в Интернет и максимум, что может, распечатать и маркером выделить то, что ты просишь, — посетовала телеведущая. — Если про Милонова ты хочешь знать не только из Википедии и трех статей, которые выскакивают последними в «Яндексе», то должен сам порыскать, найти его какие-то странные цитаты, должен проследить весь путь. Ни один редактор в нашей стране не способен этого сделать. Или я с такими не встречалась. Хороший редактор должен позвонить Руслану Линькову, который был помощником Галины Старовойтовой в то же самое время, должен позвонить Ольге Васильевне Старовойтовой, он должен позвонить Людмиле Нарусовой и раздобыть ту фотографию, где он (Милонов. — Прим. ред.) стоит в маечке «Ай лав демокраси»… Нужно позвонить Тюльпанову, человеку, который уступил ему свое кандидатское место, и с которого началась депутатская карьера Милонова. И это место можно считать у Милонова «причинным».
— Только и журналист, и редактор все это должны знать. А тут с подругой Эллочки Людоедки пробелы наблюдаются.
Дмитрий Губин провернул с пришедшими свой обычный трюк, которым он начинает свой курс на журфаке МГУ. Начал с плохой новости — все темны и необразованны, и в доказательство предложил десяток авторов, чьи книги вышли тиражом более миллиона: Даймонд, Хокинг, Хантингтон и другие. После чего поинтересовался, есть ли кто-то, кто может кратко изложить суть парадигмы хотя бы одного из них. Тогда всем — зачет автоматом: «Если Иисус Христос своими страданиями на кресте искупил грехи всего человечества, то один умный среди вас искупит всех дураков». Перечисление выявило очевидного фаворита — Ксению Собчак. Она и с авторами знакома, и поспорить с Губиным оказалась в силах.
Хорошая новость оказалась из разряда юмора с примесью иронии — можно прочитать десять книг, о которых многие в зале даже не слышали, и стать как Собчак. Из зала ушла вторая партия то ли испугавшихся имен, то ли обидевшихся на то, что им указали.
Однако все выше сказанное переросло для оставшихся в урок 12. Книга может стать хорошим приемом разговорить человека и узнать его истинную сущность.
Речь зашла о «России при старом режиме» Ричарда Пайпса. Именно это издание Ксения Собчак предложила во время интервью послу США Макфоллу, охарактеризовав ее как абсолютно русофобскую. Как бы то ни было, главным ощущением от прочтения стало то, что еще с допетровских времен в России по сути ничего не изменилось.
— Есть герои, которые не могут сказать прямо о каких-то вещах. Ко мне пришел Макфолл, и мы обсуждали ставший известным ролик, где он говорит, что «Россия — дикая страна». И это был скандал. Вы же помните этот ролик?
— Кхм-кхм, — с улыбкой сопроводил очередное молчание в зале Губин.
— Ну, в принципе, мы тут сами с собой можем поговорить…
Кратко изложив суть, Ксения Собчак пояснила, что ей как журналисту было очень важно вывести посла на то, что он действительно так думает. И именно поэтому она предложила Пайпса, чтобы увидеть его реакцию — «это же Пайпс, он замечательный человек, как он все правильно пишет».
И в этот момент человеку, который читал эту книгу, все становится понятно.
Интеллектуальное пикирование завершилось наконец радостным для присутствующих тезисом. Урок 13. Хороший журналист и глубоко образованный человек — далеко не всегда тождественные вещи. Поверхностность не минус — важна широта.
Серия вопросов из зала началась с подарка Ксении Собчак — молодой человек подарил ей плюшевого ангела и приложился к ручке. Ксения реагировала со смехом, говоря, что она почти Якубович и готова принимать банки с огурцами. Продолжилось более серьезными рассуждениями об ответственности журналистов за то, что их материал не находит отклика у власть держащих — вскрываются факты коррупции, и никто не сел. Ответ был краток — если бы в Америке глава ФБР вывез журналиста в лес и чем-то угрожал, все это было бы записано и обнародовано, то такой офицер на своем месте не усидел. А у нас — можно просто извиниться, мол, погорячился.
Официальная часть мастер-класса закончилась. К Дмитрию Губину подошла пара человек с просьбой еще раз перечислить авторов. Остальные ринулись к Собчак. Девочка протянула ей пакет и скромно сказала, что у нее тоже подарок — самодельный. В обновке — теплой шапке с помпоном — Ксения отправилась фотографироваться, плотно зажатая в круг молодежью с айфонами. Пришлось улыбаться.
Мастер-класс был организован в рамках кинофорума «Послание к человеку», где Собчак возглавляет жюри прессы. «Послание» позиционируется как фестиваль интеллектуального творчества и как площадка для широких дискуссий на самые актуальные вопросы.
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»